Владимир Команов: Решение компании Sea Launch — это Божий дар Украине

Володимир Платонов 24 жовтня 1997, 00:00

Читайте також

 

Владимир Геннадиевич Команов родился 19 июня 1938 года в г.Волноваха Донецкой области в семье служащего. После окончания физико-технического факультета ДГУ (1960 г.) работает в Государственном конструкторском бюро «Южное» имени М.Янгеля инженером-конструктором, старшим инженером, ведущим конструктором, главным конструктором направления. С 1995 года - заместитель генерального конструктора. Директор украинской программы «Морской старт» (1996 г.). Кандидат технических наук. Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1997 г.).

Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии Украины, заслуженный машиностроитель Украины. «Почесна відзнака Президента України» (1995 г.).

Женат, сын - инженер.

Как это ни странно, но Владимира Команова лучше знают испытатели космодромов Байконур и Плесецк, чем конструкторы родного КБ. Дело в том, что на космодромах проходят летно-конструкторские испытания новых носителей, там же проводится и «штатная» работа - запуск космических аппаратов. Если сам пуск - дело нескольких секунд, то подготовка к пуску продолжается многие дни, иногда растягивается на месяцы. Раньше пуски не были редкостью и полигонные месяцы В.Команова превращались в годы, а сам космодром становился родным домом.

Каждый старт «Циклона-2», «Циклона-3», «Зенита» уносил в космос мгновения жизни тысяч конструкторов, технологов, испытателей. Каждый старт для Команова был еще и Ответственностью за исход пуска.

Его называют «счастливчиком»: созданные на базе боевых ракет, прошедшие всестороннюю отработку, космические носители гораздо реже падали «за бугор». Правда, случалось всякое, и тогда никто не завидовал Команову… Даже Герман Титов, летчик-космонавт, председатель государственной комиссии по испытаниям «Зенита», не раз удивлялся выдержке и твердости характера главного конструктора космического направления Владимира Команова.

Когда «Зенит» уже летал и его выбрали для реализации Международной программы Sea Launch («Морской старт»), Владимира Команова утвердили директором программы «Морской старт» от Украины. Теперь его офис находится в штаб-квартире компании Sea Launch и увидеться с ним не так просто. На днях в КБ «Южное» (Днепропетровск) состоялось совещание рабочей группы Sea Launch, нам удалось встретиться с Владимиром Комановым и задать ему несколько вопросов.

- Владимир Геннадиевич, в последнее время в печати появилось много публикаций о «Морском старте» - всех привлекает грандиозность нового проекта.

- Вот именно - грандиозность! Но мало говорят и пишут о технической сложности реализации проекта, научных и технических проблемах, которые приходится решать за минимальное время.

Проект запуска космических носителей с моря появился у нас в середине семидесятых годов, он имел рабочее название «Плавучесть». Сама по себе идея замечательная: не нужно отчуждать огромные территории для падения первых ступеней, решаются многие проблемы экологии, запуск с экваториальных вод позволяет увеличить энергетические возможности ракет-носителей.

В те годы Советский Союз приступил к реализации двух крупных космических программ - «Энергия-Буран» и «Зенит». Взяться за реализацию еще и третьей программы - «Плавучий космодром» - не было ни средств, ни возможностей…

- Разве у нас сейчас лучшее положение?

- Украина даже в кооперации с Россией сейчас не в состоянии осуществить такой масштабный проект. Нужна международная кооперация. В тот момент «Kvaerner» (Норвегия) искал применения своим плавучим платформам, Украина - эффективному использованию «Зенитов», Россия - разгонному блоку DM. «Boeing» (США) объединил всех под крышей Sea Launch.

Чем привлек «Boeing» наш «Зенит»? Прежде всего уровнем автоматизации - в мире другого такого носителя нет! На подготовку ракеты к пуску достаточно десяти дней, тогда как для всех остальных необходимы месяцы. Подготовка и пуск «Зенита» полностью автоматизированы - на стартовой площадке нет ни одного человека. Еще одна важная деталь: сборка «Зенита» горизонтальная - в условиях морского старта это чрезвычайно важное обстоятельство. Невозможно представить в условиях океана вертикальную сборку трехступенчатой ракеты…

Обсуждался вопрос: куда будут падать отработанные ступени? Выяснилось: рядом с островами, на которых никто не живет, но обитает уникальный вид черепах. Что будет с ними, если рядом с островами появятся остатки высокотоксичных соединений, и как они повлияют на океан? «Зенит» в отличие от других - экологически чистый носитель, и все проблемы экологии автоматически исключаются.

Очень выгодно использование «Зенита» и с коммерческой точки зрения - он дешевле других носителей, но его возможности предпочтительнее.

- Владимир Геннадиевич, до первого старта с морской платформы осталось меньше года, мы укладываемся в графики «Boeing»?

- Для «Морского старта» «Зениты» пришлось сделать попрочнее. Скоро Южмаш отправит первые ракеты в Выборг, куда прибыла плавучая платформа из Норвегии. Много проблем с созданием берегового комплекса. В Приморске нужно провести реконструкцию для хранения компонентов топлива, ступеней «Зенита» и разгонного блока DM. Есть вопросы и по Высоцкому - порту отгрузки. Компания Sea Launch столкнулась с новой проблемой: нужны ледоколы для проводки каравана по Неве в Балтийское море. Все это решаемые вопросы, но требуют дополнительных затрат. Появилось еще несколько новых проблем, и каждая требует дополнительного финансирования. Нельзя до бесконечности увеличивать стоимость проекта, иначе он станет просто экономически невыгодным.

- То есть проект может умереть не родившись?

- Я уверен, до этого дело не дойдет. На последнем совещании компания Sea Launch разработала альтернативный проект: все работы по созданию берегового комплекса перенести из Выборга в незамерзающий порт Ильичевск под Одессу. Это известный порт, отвечающий всем нормам международного судоходства.

Главный изготовитель ракет-носителей «Зенит» Южмаш - рядом, транспортировка ракет в Ильичевск будет значительно дешевле и без таможенных сложностей. Разгонный блок DM, полностью собранный, можно доставлять самолетом прямо в Америку или железной дорогой в Днепропетровск. Все рядом, все решается значительно проще и дешевле, а главное - это выгодно Украине.

- Выгодно чем?

- Увеличатся объемы собственных работ. Возрастет загрузка украинского железнодорожного транспорта. Появится долгосрочный фрахт кораблей - ежегодно потребуется перевозить в Америку 6-8 ракет, в перспективе их число увеличится. Одним словом, это стабильная работа с гарантированной оплатой.

- Вы нарисовали замечательную картину для Украины, но неизвестна реакция России на такой поворот событий - по сути, решается вопрос перераспределения дивидендов.

- Каждая страна должна получать свою долю прибыли в соответствии с вкладом в общее дело. Если украинская сторона по каким-то причинам откажется взять на себя функции головной организации по созданию берегового комплекса на Черном море, работу готовы выполнить РКК «Энергия» или КБ транспортного машиностроения (Россия). Окончательное решение еще не принято, но, как говорят, жребий брошен…

Я считаю, решение компании Sea Launch о создании берегового комплекса в Ильичевское - это Божий дар Украине. Грех им не воспользоваться.

Чем привлек «Boeing» наш «Зенит»? Прежде всего уровнем автоматизации - в мире другого такого носителя нет! На подготовку ракеты к пуску достаточно десяти дней, тогда как для всех остальных необходимы месяцы. Подготовка и пуск «Зенита» полностью автоматизированы - на стартовой площадке нет ни одного человека. Еще одна важная деталь: сборка «Зенита» горизонтальная - в условиях морского старта это чрезвычайно важное обстоятельство. Невозможно представить в условиях океана вертикальную сборку трехступенчатой ракеты…

Обсуждался вопрос: куда будут падать отработанные ступени? Выяснилось: рядом с островами, на которых никто не живет, но обитает уникальный вид черепах. Что будет с ними, если рядом с островами появятся остатки высокотоксичных соединений, и как они повлияют на океан? «Зенит» в отличие от других - экологически чистый носитель, и все проблемы экологии автоматически исключаются.

Очень выгодно использование «Зенита» и с коммерческой точки зрения - он дешевле других носителей, но его возможности предпочтительнее.

- Владимир Геннадиевич, до первого старта с морской платформы осталось меньше года, мы укладываемся в графики «Boeing»?

- Для «Морского старта» «Зениты» пришлось сделать попрочнее. Скоро Южмаш отправит первые ракеты в Выборг, куда прибыла плавучая платформа из Норвегии. Много проблем с созданием берегового комплекса. В Приморске нужно провести реконструкцию для хранения компонентов топлива, ступеней «Зенита» и разгонного блока DM. Есть вопросы и по Высоцкому - порту отгрузки. Компания Sea Launch столкнулась с новой проблемой: нужны ледоколы для проводки каравана по Неве в Балтийское море. Все это решаемые вопросы, но требуют дополнительных затрат. Появилось еще несколько новых проблем, и каждая требует дополнительного финансирования. Нельзя до бесконечности увеличивать стоимость проекта, иначе он станет просто экономически невыгодным.

- То есть проект может умереть не родившись?

- Я уверен, до этого дело не дойдет. На последнем совещании компания Sea Launch разработала альтернативный проект: все работы по созданию берегового комплекса перенести из Выборга в незамерзающий порт Ильичевск под Одессу. Это известный порт, отвечающий всем нормам международного судоходства.

Главный изготовитель ракет-носителей «Зенит» Южмаш - рядом, транспортировка ракет в Ильичевск будет значительно дешевле и без таможенных сложностей. Разгонный блок DM, полностью собранный, можно доставлять самолетом прямо в Америку или железной дорогой в Днепропетровск. Все рядом, все решается значительно проще и дешевле, а главное - это выгодно Украине.

- Выгодно чем?

- Увеличатся объемы собственных работ. Возрастет загрузка украинского железнодорожного транспорта. Появится долгосрочный фрахт кораблей - ежегодно потребуется перевозить в Америку 6-8 ракет, в перспективе их число увеличится. Одним словом, это стабильная работа с гарантированной оплатой.

- Вы нарисовали замечательную картину для Украины, но неизвестна реакция России на такой поворот событий - по сути, решается вопрос перераспределения дивидендов.

- Каждая страна должна получать свою долю прибыли в соответствии с вкладом в общее дело. Если украинская сторона по каким-то причинам откажется взять на себя функции головной организации по созданию берегового комплекса на Черном море, работу готовы выполнить РКК «Энергия» или КБ транспортного машиностроения (Россия). Окончательное решение еще не принято, но, как говорят, жребий брошен…

Я считаю, решение компании Sea Launch о создании берегового комплекса в Ильичевске - это Божий дар Украине. Грех им не воспользоваться.

Теги: Гроші
Помітили помилку?
Будь ласка, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter
Немає коментарів
Реклама
Останні новини
USD 25.90
EUR 27.56