Молодая украинская режиссура: знаки внимания от Рината Ахметова и ZN.UA

Поделиться
Молодая украинская режиссура:  знаки внимания от Рината Ахметова и ZN.UA
Иногда такой вот честный, пусть и не во всем совершенный, студенческий взгляд на классику - полезней для организма театрального потребителя-зрителя, нежели пошлая и безжизненная мура на нескольких всем известных академических сценах.

В столице завершился II Всеукраинский фестиваль молодой театральной режиссуры им.Леся Курбаса. В этом году не предполагалось ни жюри, ни номинаций. В условиях абсолютной безбюджетности проекта, именно этот проект непременно должен войти в книгу рекордов Гиннесса. Потому что это - самый бедный театральный фестиваль на земле. За свои копейки приехали в столицу театры из Львова, Харькова, Винницы, Макеевки, Одессы. Всего 11 спектаклей. Были полные залы. Общались в кулуарах. Среди зрителей фестиваля - и театральные vip-персоны, и просто искренние поклонники сценического искусства.

И все же Специальный Диплом II фестиваля молодой украинской режиссуры будет вручен. По инициативе международного информационно-аналитического еженедельника "Зеркало недели. Украина" Специальный Диплом получит одна из студенческих режиссерских работ. Поскольку дети - наше будущее. И не всем способным молодым режиссерам после окончания творческих вузов обязательно уходить в сериалы.

Так вот, по согласованию с оргкомитетом Курбас-феста, Специальный Диплом получат создатели камерного спектакля "Білі ночі кохання" (совместный проект Киевского Национального университета театра, кино и телевидения имени И.Карпенко-Карого и Киевского академического театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра ("Вільна сцена"). Постановку осуществили ученики Эдуарда Митницкого, Дмитрия Богомазова и Андрея Билоуса - студенты III курса Второй кафедры актерского искусства и режиссуры драмы. В спектакле заняты Оксана Жданова, Александр Пискунов, Дмитрий Весельский. А режиссер - Андрей Попов - и станет обладателем Диплома "За творчий пошук і сучасне сценічне осмислення классики".

Помимо этого предполагаются и интеллигентные фестивальные поощрения. Первое - от Рината Ахметова (в частности его Фонда "Розвиток України"). Второе - от нашей газеты. К сожалению, это не квартиры в центре Киева или Донецка, а символические призы, связанные с театральным искусством. И мне очень хочется, чтобы в дальнейшем (если этот полезный для культуры фестиваль будет развиваться) Фонд Рината Ахметова проявлял такое же последовательное внимание к театральным реалиям Украины, заботясь о нашем творческом будущем.

Теперь несколько слов о самом студенческом спектакле. Черный кабинет "Вільної сцени" на улице О.Гончара перенесет нас в "белые ночи" не XIX века, а ХXI-го. И, возможно, даже не в Петербург, а в какой-нибудь другой город, где мятущиеся души молодых людей мечтают о любви и взаимности. И блуждают себе лабиринтами жизни посреди черных комнат в надежде на встречу с Той, единственной или с Тем, неповторимым. Как известно, у Достоевского главный герой повести - Мечтатель. Несколько стеснительный, одинокий, романтичный юноша. Однажды белой ночью он встречает "ту самую". Бедную девушку Настеньку, пришпиленную булавкой к своим горьким каждодневным проблемам. Молодой человек находит в ней родственную душу. И, кажется, что очень скоро белые ночи для каждого превратятся в светлые дни любви. Но в сентиментальной повести, если это Достоевский, более вероятен инфернальный исход. Потому что есть "кто-то" третий. И есть некий неумолимый рок над этой светлой влюбленностью среди белых ночей. Молодой режиссер пользуется условным приемом эдакого "переселения душ". И души тех давних мечтательных героев Достоевского вроде бы заполняют телесные "сосуды" современных молодых людей. Их мысли, переживания, страсти вроде бы наполняют каждую артерию нынешней ребятни. Герои спектакля одеты в кенгурушки, кроссовки, черные джинсы. Но тексты персонажей Достоевского не вылетают из их уст, как анахронизм или сентиментальная нелепица. Это звучит довольно органично. И слово Достоевского, даже в такой, слегка наивной, но все же современной сценической сервировке, не теряет своей магической притягательности. Ведь Мечтатель - не только лишь один конкретный герой Федора Михайловича. Мечтатели - это и многие теперешние молодые люди. Переполняемые, в общем-то, теми же иллюзиями и разочарованиями. Всем тем, что присуще и героям XIX века.

Довольно уверенно и азартно режиссер-студент и его коллеги-актеры укрощают крохотный сценический пятачок "Вільної сцени". В тесноте, да не в обиде. Молодой постановщик использует интересный ход - увидеть в двух разных героях Достоевского (Мечтателе и Жильце) одного человека. Мотив раздвоения личности. Одно зеркало, отражающее два лица - Мечтатель, он же Погубитель. Юркие и подвижные, оба они напоминают каких-то сверхактивных "молекул" в "Черном квадрате" Малевича. Напоминают пленников малогабаритной камеры-одиночки, то и дело стремящихся вырваться куда-то за пределы, за горизонты. На волю. Туда, где белые ночи, а воздух чист и свеж. Стулья, фонарики, черные капюшоны и лица крупным планом - все задействовано ради этой попытки и пытки. Непременно вырваться из тьмы жизни - поближе к свету иллюзий. Ан нет. На то он и Федор Михайлович, чтобы "на волю" никого не пущать.

Естественно, нет сверхзадачи перехваливать эту трогательную студенческую попытку прикосновения к великому автору (дай Бог, чтобы у них сложилась успешная творческая жизнь). Но не могу не подметить один принципиальный парадокс. Иногда такой вот честный, пусть и не во всем совершенный, студенческий взгляд на классику - полезней для организма театрального потребителя-зрителя, нежели пошлая и безжизненная мура на нескольких всем известных академических сценах. В связи с этим искренне призываю театральных специалистов и попросту заинтересованных зрителей выискивать подобные "островки" молодежного сценического альтруизма…

И именно в этой связи - не в стиле реверанса, а в форме профессиональной консолидации - хочу поддержать хотя бы добрым словом оргкомитет Фестиваля молодой режиссуры (Национальный центр имени Леся Курбаса, Киевский Молодой театр) и Киевский Национальный университет театра, кино и телевидения. За то, что пытаются искать и по мере возможности поддерживать молодых.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме